Адаптивные навыки инвалидности

Теста на IQ недостаточно для выявления умственной отсталости! Необходим многомерный диагноз, цель которого - определить, обладает ли данный человек навыками для самостоятельного функционирования. Можно ли вообще измерить такие навыки? Адаптивные навыки инвалидности

Многомерный диагноз

В 1992 г. было опубликовано новое определение, авторами которого являются Рут Лакэссон и ее коллеги (Luckasson et al., 1992;). Essential novum по отношению к предыдущему определению было расширение и подробное описание адаптивных навыков (ранее называвшихся Адаптивное поведение) и подчеркивая многомерность диагностики, цель которой - всесторонне описать функционирование человека. Авторы учебника отмечают, что одного IQ недостаточно для диагностики умственной отсталости. Среди шкал, измеряющих общее интеллектуальное функционирование, они перечисляют:

    Стэнфордский рок Бине (1986); Шкалы детского интеллекта Дэвида Векслера (WISC-III, 1991); Весы Дэвида Векслера для взрослых (WAIS-R, 1981); Шкалы интеллекта Дэвида Векслера для детей дошкольного и младшего школьного возраста (WPPSI-R, 1991); Батареи нейропсихологических тестов Алана С. Кауфмана и Надин Л. Кауфман (Батарея оценок Кауфмана для детей, 1983).

Акцент в определении роли Лакэссона Навыки адаптации была попыткой подчеркнуть необходимость учитывать не только IQ в диагностическом процессе. Костжевский (1997) подробно описывает десять адаптивных навыков, перечисленных в определении умственной отсталости. Каждый из них представлен ниже.

Общение

Здесь задействованы способности и навыки: способность понимать и передавать информацию посредством поведения, в котором используются символы (например, произносимые слова, письменные слова, графические символы, язык жестов, знаки, передаваемые прикосновением), а также посредством мимики, движений тела, прикосновений, жестов. Следует также упомянуть понимание и выполнение запросов, Эмоциональные реакции, приветствие, комментирование, протест, отказ. Более высокий уровень развития коммуникативных навыков, таких как написание писем, также относится к категории школьных навыков.

Самообслуживание

Необходимые навыки для участия Физиологические потребности, еда, одевание, гигиена и Внешний вид.

Домашний режим жизни

Навыки и умения необходимые для работы устройства дома: уход за одеждой, ведение домашнего хозяйства, уход за личным имуществом, приготовление еды, приготовление пищи, планирование и трата денег во время покупок, забота о безопасности дома, планирование дня, ориентация и соответствующее поведение дома, в непосредственной близости соседство, информирование о своих потребностях и решениях, установление социальных контактов и использование навыков, полученных в школе, дома.

Социализация

Необходимые навыки для обращения Социальные контакты, включая инициирование, поддержание и прекращение взаимодействия, получение различных сигналов и правильную реакцию на них, распознавание чувств других людей, предоставление обратной связи, как положительной, так и отрицательной, контроль собственного поведения, осведомленность о присутствии сверстников и их принятие, контроль количества и тип контактов с другими, поддержка других, установление и поддержание таких отношений, как дружба, любовь, удовлетворение требований других, принятие решений, обмен с другими, понимание порядочности и честности, контроль их пульса, следование правилам, правила, нормы и надлежащее поведение в социальной и сексуальной сфере.

Использование социокультурных навыков

Навыки, необходимые для правильного использования общественных благ, включая транспортные средства, магазины и т. П., Использование услуг (например, заправочная станция, стоматолог), посещение церкви, использование школ, библиотек, парков и улиц, посещение театра и другие учреждения культуры. Также следует учитывать те навыки, которые определяют правильное поведение в обществе, информирование о своих решениях и потребностях, Социальные взаимодействия и школьные навыки.

Независимость

Включает в себя Умение принятие решений, соблюдение установленного плана действий, инициирование действий, соответствующих ситуации, плану действий и собственным интересам, выполнение необходимых или предписанных задач, обращение за помощью, когда это необходимо, решение проблем в известных и новых ситуациях, проявление решительности при необходимости, а также умение отстаивать свои права.

Здоровье и безопасность

Навыки, связанные с заботой о собственном здоровье, включая правильное питание, распознавание симптомов болезни, Лечение, Профилактика, Знание правил оказания первой помощи, сексуальность, забота о физической форме, соблюдение элементарных правил безопасности, периодические проверки здоровья, привычек и привычек. Это должно включать те компетенции, которые защищают от преступного поведения, участия и надлежащего поведения в социальных взаимодействиях и использования приобретенных школьных навыков.

Школьные навыки

Познавательные и школьные навыки, которые имеют большое значение в жизни (например, письмо, чтение, счет, базовые знания о мире, география, здоровье, гендерные и социальные науки). Следует подчеркнуть, что речь идет не об объеме знаний, измеряемом количеством завершенных уроков, а о объеме приобретаемых в школе навыков, позволяющих самостоятельно Функционирование в повседневной жизни.

Свободное время

Развитие различных интересов, связанных с досугом и досугом, которые отражают определенные предпочтения и выбор, соответствующие возрасту и культурным нормам. Вы должны принять во внимание такие навыки, как: выбор определенного типа игр, запуск их в соответствии с вашими интересами, приятное и полезное проведение свободного времени как дома, так и на улице, в одиночестве или с другими, социальные игры, прогулки, принятие решений о времени начала, продолжительность и конец отдыха. Поведение в досуге и досуге должно быть соответствующим. Человек должен уметь информировать других о своих решениях и потребностях, участвовать в социальных взаимодействиях, использовать свои школьные навыки и уметь эффективно двигаться.

работа

Навыки, необходимые для работы на полную или частичную занятость. Речь идет также о конкретных навыках и ловкости. Социальное поведение (например, выполнение заданий, следование плану, знание графика деятельности, обращение за помощью, принятие критики), повышение компетенций, эффективное расходование денег, экономия денег, использование школьных навыков, навыков, необходимых для того, чтобы добраться до работы и с работы, подготовка к работе, умение с ней справиться, а также налаживание контактов и сотрудничества с коллегами.

Можно ли измерить уровень физической подготовки?

Лакэссон (Luckasson et al., 1992) сообщает, что Винландская шкала социальной зрелости Эдгара Долла в течение многих лет использовалась для измерения адаптации, а затем Техники, например: Шкала адаптации детей, молодежи и взрослых Кадзуо Нихиры (1974), Шкала корректирующего поведения Надин Ламберт, Шкалы независимого поведения Роберта Х. Брюнкса и другие.

Согласно Kostrzewski (1997), ни один из этих инструментов не измеряет все десять типов навыков адаптации.

Фрагмент взят из книги Люцины Бобкович-Левартовской «Умственная отсталость - диагностика, образование, воспитание» (Harmonia, 2011). Публикуется с согласия издателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравился сайт? Поделиться с друзьями:
Препарат «Пирацетам»
Добавить комментарий