Что для нас религия?

Зачем современному человеку религия и вера? Что такое психологизация религии? Узнайте о разных взглядах на роль религии в нашей жизни. Что для нас религия?

Что такое психологизация религии?

В западных религиоведческих исследованиях с начала 20 века прослеживается явная тенденция к Психологизация религии. Это происходит как в англо-саксонской психологии религии, так и в области психологических течений в социологии.

Его основные положения включают рассмотрение социальной жизни как психосоциального явления и изоляцию людей от различных социальных связей. Взаимодействие индивидуальные, межиндивидуальные и межличностные, а также создавая на их основе целостную систему социальных отношений и категорий сообщества. Психологическое направление рассматривает религию как индивидуальное явление, присущее психике индивида, или как специфическую отличительную черту человечества.

Вот как У. Джеймс понимал религии, сводя их к Чувствовать, поступки и переживания человека и его убеждение, что эти Эмоции, Поведение А переживания относятся к тому, что он сам считает божественным. Другими словами, он определил религию через характеристики религиозной жизни человека, которая, по его мнению, [ ] состоит в вере в высший, невидимый порядок и что наше высшее благо зависит от нашего приспособления к этому порядку.

Религия как социальный феномен

Наиболее распространенной формой психологизации религии является вывод ее из эмоциональной сферы психики человека. В этом подходе религия, или, точнее говоря, религиозность, сводится к целому ряду эмоций и чувств, таких как: чувство зависимости, чувство пиршества и трепета, лекарство, печаль и сожаление, очарование и ужас, ощущение космической жизни, чувство экстаза, обожание, почитание, честь и надежда, чувство бесконечности, Превосходство И много других.

Религия как социальный феномен понималась в истории социальной мысли по-разному. Один из первых социологических подходов к ней был представлен французским социологом Эмилем Дюркгеймом, который определил религию с точки зрения ее социальных функций как фактор интеграции социальных групп. Э. Дюркгейм признавал, что религия - это система верований и Ритуалы относящиеся к святыням, причем святость сводится к социальным. Эта система объединяет людей в социальные группы, поэтому религия в ее понимании является социальным фактом, который является основным фактором интеграции общества. Следовательно, не следует искать источники и / или сущность религии в характеристиках индивидов, а в сущности социального существования.

Разделяя свою позицию в отношении интегративной функции религии, пионер примитивной психологии, французский философ, социолог и социальный антрополог Люсьен Леви-Брюль вывел религию из коллективного воображения и относился к религиозным верованиям наравне с обычаями и языком - как проявлением коллективных представлений. Воображения. Первоначально он утверждал, что первоначальное мышление состояло в приписывании одних и тех же сверхъестественных свойств и сил объектам одинаковой природы, и, следовательно, этот тип мышления был основой примитивных верований, суеверий и магических практик.

Анализируя психические функции первобытных народов, он пришел к выводу, что Осведомленность Первобытный человек окутан мистическими элементами, которые невозможно отделить от него и которые, безусловно, носят коллективный характер. Согласно Л. Леви-Брюлю, элементы мистицизма присутствуют и в современном человеке, и даже в нашем обществе «дологические и мистические элементы сосуществуют [ ] с логическими элементами». В генезисе религии коллективные образы выполняют функцию укрепления религиозных убеждений, в силу того, что они имеют императивный характер, они передаются из поколения в поколение, от отца к сыну, они не зависят от индивидуальных свойств личности, они недифференцированы и в то же время связаны с эмоциональной сферой. - мотор, и поэтому не подлежат интеллектуализации или мысленной обработке.

Религия как следствие

Немецкие религиоведы - социолог Макс Вебер и теолог Пауль Тиллих - воспринимали религию как своего рода Последствия краткие ответы на дилеммы человеческого существования: травма рождения, драма болезни и неизбежность смерти. Они только придают миру их полное значение. В этом смысле религия человеческая ответила на самые личные вопросы о человеке, его сущности и существовании, включая самые важные вопросы. Следствием такого определения этого является признание того, что все человеческое существование религиозно, мы переживаем религию, когда сталкиваемся лицом к лицу с нашими экзистенциальными проблемами: болезнями, старением, страданиями и смертью.

Что для нас сегодня религия?

Наконец, стоит процитировать современное понимание категории Религия . Итальянский социолог религии Джанни Амброзио (род. 1943) справедливо полагает, что это очень богатая концепция, описывающая набор ссылок человека на невидимое и, следовательно, набор ритуальных и этических верований и практик, которые выражают и демонстрируют связано с тем, что является божественным или иным образом святым. Фактически, это попытка определить религиозность, которую можно определить как мировоззренческую ориентацию индивида и / или социальной группы. С другой стороны, с психологической точки зрения, религия создает межличностные и духовные связи; его функция состоит в том, чтобы объединять людей в единой вере посредством приобщения священных предметов и ритуалов.

Это глубоко укоренившееся в людях вечное и универсальное Нужно Это, вероятно, проистекает из чувства незначительности человека по отношению к космосу и его стремления к безопасности.

С другой стороны, Авраам Джошуа Хешель, выдающийся философ религии и классик еврейских размышлений о Боге, считал, что Религия должна ответить на последние вопросы человека. Когда мы перестаем осознавать последние вопросы, религия становится неуместной и переживает кризис. Основная задача философии и религии - найти вопросы, на которые религия дает ответы. Этот поиск должен быть основан на обращении как к человеческому сознанию, так и к учению и обычаям религиозной традиции. Этот автор метко добавил, что религия начинается с невыразимого, с осознания реальности, которая подрывает нашу мудрость, разрушает наши представления. Поэтому нужно начинать с того, что невыразимо, иначе проблема исчезнет; его нужно воспринимать заново, иначе никакое решение не будет правильным.

Наконец, немецкий социолог Томас Лукманн (род. 1927) считает, что религия играет фундаментальную роль. Стабилизация А также Организационная, являясь неотъемлемым элементом общественной жизни и подверженным процессам модификации (адаптации); удаление этого элемента разрушает сообщество. В настоящее время религия не столько вытеснена из человеческой жизни, сколько претерпела довольно значительную трансформацию, заключающуюся в том, что институционализированная религия заменяется личной, частной, внутренней религией, то есть невидимой религией, как гласит название эссе Т. Лукманна, или религией как феноменом. социальное заменяется частной религией, которая отличает индивидуальный характер религиозных убеждений и поведения.

Здесь возникают важные вопросы относительно определения того, что такое религия сегодня, каково ее место во времена секуляризации, в какой степени социологическое определение религии все еще актуально, рассматривая его как систематический набор верований, верований и практик, касающихся сверхъестественной реальности и ее влияние на мир, человечество, человека и его социальную организацию и, наконец, важные вопросы изменения религиозности человека в 21 веке: был бы прав теоретик марксизма Влодзимеж И. Ленин, когда писал: Религиозность стала частным делом. Вера, которая все еще может быть укоренилась во многих Души, это стало загадкой, публичное разглашение которой вызывает замешательство [ ] но можем ли мы обойтись без обещания спасения? Их последователи уходят из церквей, это признак угасания веры? Наступление рационализма освободило нас от обременительных отношений с высшей властью, но как утолить жажду уверенности в своей совести?

Различные взгляды на религию были собраны Влодзимежем Павлукуком (род. 1934), когда он написал следующие слова: Абсолютный, а также в отличие от психологии, которая изучает субъективную сторону религиозного опыта или убеждений, социология фокусируется на социальном аспекте религиозных феноменов и изучает не только верования, но и их объективированные формы выражения, а именно богослужение и организации, и в то же время указывая на структуру религии как явления социальность и религиозность человека как внутреннее явление ».

Фрагмент взят из книги Альфреда Адама Зича «Между верой и сомнением» (Impuls, Краков, 2012). Публикуется с согласия издателя. Сноски доступны в редакции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравился сайт? Поделиться с друзьями:
Препарат «Пирацетам»
Добавить комментарий