Синдром ботаника или проблема с социальной идентичностью

Люди с плохо развитой личностью, находящиеся в группе, не обеспечивающей им адекватной поддержки, принимают несколько защитных позиций. Один - сравнить себя с другой доминирующей группой, это называется синдромом присоски. Синдром ботаника или проблема с социальной идентичностью

Синдром присоски - что это такое?

Подтверждение правильности утверждений создателей теории социальной идентичности также можно найти, проанализировав проблему с другой стороны, то есть наблюдая за поведением индивидов в группах, которые не способны поддерживать их с точки зрения положительной самооценки, поскольку сами являются предметом социальной Презрение или объект социальной деградации. Наиболее ярко это явление проявляется в развитии социальных предрассудков. Исследование социальных предрассудков показало, что наибольшую склонность к презрительному и преувеличенному отношению к другим группам проявляют группы, которые сами являются жертвами социальных предрассудков (см. Pospiszyl, 2003). Так как же индивид ведет себя в группе, занимающей низкое положение в социальной структуре, или в группе исключенных? Особенно интересно, как будет вести себя человек со слабо развитой личностью.

Когда собственная группа не может предоставить человеку достаточную поддержку с точки зрения повышения или поддержания положительного представления о себе, и в то же время у человека нет других, то есть личных, источников положительной самооценки, тогда у него есть несколько вариантов защиты.

    Изменение площади Групповое сравнениеНапример: «Может, у меня не было папы режиссера, но я справлюсь сам и никто на меня не набросится»; «Возможно, женщины не подходят для руководящих должностей, но они гораздо более чувствительны и внутренне сложны»; `` Возможно, преступники - изгои общества, но они крутые и умные, чем многие юристы. Смещение группы. Притворяться не принадлежащим к нему, особенно используется в неблагоприятных сравнениях. Сравнение с Другая группа, чаще всего доминирующая. Такой выбор делают люди с синдромом присоски.

Синдром присоски - сравнение группы?

Наиболее драматичным и в то же время рискованным выбором индивида является последний, то есть сравнение с другой группой, особенно когда эти сравнения идут в ущерб индивиду или когда индивид не может одновременно дистанцироваться от группы. Например, в тюремной субкультуре т. н. Неудачники, занимая худшее положение, чем люди, постоянно унижаемые последними, более охотно идентифицируют себя с миром людей, чем проигравшие (ср. Kosewski, 1985). Младшие ученики, которых часто преследуют и высмеивают старшие, чувствуют себя наиболее ценными, когда их принимают в одноклассники последних (см. Dymek-Balcerek, 2000). Аналогичные особенности наблюдались среди заложников террористических атак, национальных меньшинств или узников концлагерей (см. Крупа, 1981; Херлинг-Грудзински, 1986). Б. Беттельхейм, психолог с необычайной наблюдательностью, отмечает, что лучше всего адаптировались к условиям лагеря те заключенные, которые изменили свою личность так, что мир ценностей, принятый функционерами гестапо, стал их собственным миром ценностей (Bettelheim, 1943, p. 447). Он ясно выражает это, заявляя, что заключенные гордились, когда были такими жесткими (жестко) как члены гестапо (Беттельхейм, 1943, с. 449).

В описанных выше ситуациях через некоторое время можно наблюдать формирование определенного типа неблагополучной группы. Синдром присоскиЧто не только непроизвольно усиливает положение доминирующей группы, но и существенно мешает смене положения худшей. Иногда кажется удивительным, что эта наихудшая часть общества, граждане второго сорта, которых часто меньше численно, живут не только в явно более сложных экзистенциальных условиях, но и в постоянной ситуации. Унижение. Охваченные некоторой коллективной немощью, они не могут бороться за свое достоинство или даже улучшить свое положение. Конечно, часто проблема заключается в доступности ресурсов, которыми доминирующая группа обычно имеет преимущество, но гораздо более проблематичными являются определенные специфические стратегии адаптации, закрепленные в психике людей, находящихся в худшей ситуации и вызывающие, в самом широком смысле, отсутствие внутренней готовности к соответствующим действиям.

Смотрите также: Личная идентичность и социальная идентичность

Есть несколько характеристик синдром присоски:

Презрение к своей группе проявляется, среди прочего, в в более низкой оценке этой компетентности по сравнению с доминирующей группой, недостатком доверия и нежеланием доверять членам своей группы более важные задачи. (Конечно, это можно объяснить рациональной оценкой общих возможностей членов своей группы. Однако презрение к членам своей группы проявляется даже в межгрупповых конфликтах, в которых интересы обеих групп явно противоречат друг другу. Фрейд, когда он уже приобрел мировую известность, с презрением относился к Он сказал об А. Адлере, что этот паршивый еврей сделал карьеру в психоанализе). Это отношение определяет следующее. Нет внутригрупповой солидарности, особенно сильно заметно у людей, живущих в стесненных условиях, но ни в коем случае не ограниченных групповой жизнью. В обществах, где положение отдельных групп явно различается, можно заметить аналогичную тенденцию. Термин иногда используется в отношении групп с более низкими позициями в структуре. гражданин второго сорта (См. Hacker, 1982.) Отсутствие внутригрупповой солидарности по отношению к собственной группе, которая не может поддержать человека с чувством собственного достоинства, кажется универсальной моделью. Например, ее часто приписывают женщинам как социальной группе. Оказывается, что во многих важных сферах жизни, таких как организационные навыки, управление межличностными отношениями, профессиональные и социальные компетенции, женщины сами критически относятся к женщинам. В исследовании Р. Семенской (1990), касающемся, среди прочего, участие женщин в общественной жизни, самые низкие управленческие навыки женщин оценили женщины на руководящих должностях, которые кстати, были столь же эффективны и обязательны в своей профессиональной деятельности, как и мужчины. Х. Чильери (2000) в широко читаемой книге Темная сторона человека Ссылаясь на исследование С. Блаффера Хрди, он заявляет, что [...] женщины во всем мире меньше сотрудничают друг с другом, чем мужчины, редко проявляют солидарность друг с другом и, как правило, не могут формировать прочные связи с представителями своего пола. Даже в западном мире феминизм не сильно укрепил связи между женщинами (Chiglieri, 2000, p. 120). Активное подражание поведению членов доминирующей группы, даже если последние являются деспотическими, например, используя их язык, символику, ссылаясь на их мнения по важным вопросам. Б. Беттельхейм описывает, что заключенные, выполнявшие какие-либо важные функции в лагере, охотно подражали гестапо в мимике, жестах и ​​даже одежде, несмотря на то, что за последнее их наказывали (Bettelheim, 1943, с. 448). Должностность в соблюдении норм доминирующей группы. Инфантилизация поведения, в т. ч. без разбора добиваться принятия членов более сильной группы, вступать в конфликты с членами своей группы по пустякам, добиваться одобрения угнетателя, рьяно демонстрировать собственное подчинение и т. д. Нереальные мечты, часто напоминающие детские фантазии, например, когда речь идет о внезапном социальном продвижении, игре, больших инвестиционных планах, легком заработке и т. д.

Подводя итог проблеме с точки зрения потребностей индивидуальной адаптации, можно без чрезмерного упрощения заявить, что если группа не способна усилить чувство собственного достоинства индивида и не обеспечивает чувство безопасности, то ей ничего не нужно. Индивид не особенно заинтересован в идентификации с такой группой, не использует свою коллективную мудрость, не принимает во внимание свое мнение о себе. Такая группа также не вызывает у нее доверия как источника принципов, поэтому человек также не будет жертвовать свои собственные ресурсы для поддержки группы. Следствием для группы является растрата потенциала ее членов. Последствием для человека с плохо развитой личностной идентичностью является двойное поражение, поскольку он не может рассчитывать ни на поддержку группы, ни на содействие ее личному выбору.

Фрагмент взят из книги «Групповая идентичность девиантов и их социальная реинтеграция» под редакцией Веслава Амброзяка и Анны Кешковской (издательство Impuls, Краков, 2012). Публикуется с согласия издателя. Библиографию можно получить в редакции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравился сайт? Поделиться с друзьями:
Препарат «Пирацетам»
Добавить комментарий